Начало книгопечатания на Руси
450 лет назад, в марте 1564 года, вышла в свет первая точно датированная русская печатная книга «Апостол», изданная в типографии Ивана Федорова.
К 1550-м годам в Русском царстве назрела необходимость издания печатных книг. Иван Грозный отдает приказание устроить типографию. Тому было несколько причин: потребность в книгах в связи с расширением территории (завоевание Казани), развитием ремесел и торговли вообще; «необходимость упрочения государственной цензуры»; «политика централизации и унификации идеологического воздействия».
Работа над «Апостолом» велась в течение года с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564 года.
«Апостол» напечатан на французской проклеенной бумаге в лист малого формата. В книге 267 листов (534 стр.), на каждой странице - 25 строк. Первые 6 листов - без помет. Нумерация - буквенная кириллическая, начинается с 7-го листа.
Впервые в московском издании появляется гравированный фронтиспис - фигура евангелиста Луки в триумфальной арке. Помимо этой гравюры в книге 48 заставок (с 20 досок), 22 буквицы (с 5 досок), 51 цветок-рамка (с одной доски). Названия разделов набраны вязью.
Гравюра на фронтисписе - составная (для арки и для евангелиста использованы отдельные доски). Арку Фёдоров использовал и в других изданиях. Заставки с лиственным орнаментом одновременно похожи на традиционные русские рукописные заставки, готический орнамент немецких инкунабул и на «венецианский» орнамент современных «Апостолу» западных печатных книг. Шрифт «Апостола» исполнен гораздо более аккуратно и точно, чем шрифты анонимных изданий. В основе шрифта - рукописный полуустав XVI века.
«Апостол» Фёдорова — подлинный шедевр русской первопечатной книги. Он превосходит по художественной целостности, типографской аккуратности, рисунку шрифта и выверенности набора как ранние «анонимные издания», так и последовавшие издания самого Фёдорова. В «Апостоле» впервые в славянской книге наборная полоса была выключена как по левой, так и по правой стороне.
С введением на Руси книгопечатания рукописные книги должны уйти в прошлое, что отлично понимал Иван Федоров, который показал это очень наглядно: в рукописных книгах их легендарные авторы изображались сидящими и пишущими, а в московском «Апостоле» Лука книгу не пишет, он держит ее в руках, письменные же принадлежности лежат на столике. Они как бы оставлены - такой вывод делает академик Д. С. Лихачев: это знак предшествующей работы, а книга в руках не у писца - у печатника... Интересное наблюдение!
Словом, это было превосходно оформленное издание, свидетельствующее о высоком художественном мастерстве и безупречном вкусе его создателя. Первый русский печатник таким видел свое предназначение: «... не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассевать семена духовные во Вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу... »
Ученые предполагают, что было напечатано около 2000 экземпляров «Апостола». Из них 23 экземпляра остались в Москве, 13 находятся в Санкт-Петербурге, 3 - в Киеве, по 2 - в Екатеринбурге, Львове и Новосибирске. Один экземпляр находится в Ивановской областной научной библиотеке. Ещё около двадцати в различных городах мира.