Инженеры поколения z*

 

Поколение Z — термин, применяемый в мире для поколения людей, родившихся примерно с 2000 года.

Какие технические специалисты будут востребованы через 5‑15 лет и в каких ВУЗах их готовят

Роботехник, IT-генетик, космогеолог, архитектор виртуальности — эти и другие инженерные профессии будут востребованы в ближайшем будущем или уже становятся необходимыми в развитых странах. Некоторые из специальностей новые, появившиеся в связи со сменой технологий, другие — изменились под их влиянием.

Получить наиболее полное представление о будущем инженерии можно в Справочнике профессий Минтруда и Атласе новых профессий от Агентства стратегических инициатив и школы управления «Сколково». «Мой район» предлагает ознакомиться с самыми интересными вариантами специальностей будущего, а также с вузами, где можно получить подобное профильное образование.

РОБОТОТЕХНИКА И МАШИНОСТРОЕНИЕ. В 2020‑х годах роботы станут привычной частью интерьера квартиры и городских пространств. Они также начнут активно замещать людей в рутинных работах, вытесняя их в сферу творчества. Производство будет автоматизировано на 90 процентов.

Потребуются специалисты: оператор многофункциональных роботехнических комплексов, инженер-композитчик, проектировщик нейрофейсов по управлению роботами, а также проектировщики разных направлений: домашних, медицинских, роботов и промышленной робототехники.

Где учиться: МФТИ, МИФИ, Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики, Томский государственный университет, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Дальневосточный федеральный университет.

МЕДИЦИНА. Медицина активно сращивается с биотехнологией в вопросах фармакологии и создания пересаживаемых тканей и органов. При диагностике, лечении и протезировании будут использоваться различные типы роботов и киберустройств, а в генетический код можно будет вносить изменения.

Потребуются специалисты: архитектор медоборудования, оператор медицинских роботов, специалист по киберпротезированию, IT-генетик.

Где учиться: РНИМУ им. Н. И. Пирогова, МГМУ им. И. М. Сеченова, СПбГМУ им. академика И. П. Павлова, Нижегородская государственная медицинская академия, Новосибирская государственная медицинская академия, Смоленская государственная медицинская академия, Кубанская государственная медицинская академия.

ЭНЕРГИЯ. Количество атомных электростанций в мире возрастет, при этом уровень их безопасности будет существенно выше. Активно начнет развиваться частная альтернативная энергетика: микро-ветрогенераторы, солнечные батареи и т. д.

Для подзарядки гаджетов значительная часть энергии будет собираться с тела человека за счет вшитых в одежду и обувь энергогенераторов. Разовьются «умные энергосети», уменьшающие потери при передаче энергии и увеличивающие надежность и бесперебойность ее передачи.

Потребуются специалисты: метеоэнергетик, специалист по локальным системам энерго­сбережения, рекуператор («улавливатель» избыточной энергии движущихся средств), проектировщик энергонакопителей, энергоаудитор, разработчик систем энергопотребления, системный инженер интеллектуальных энергосетей.

Где учиться: Московский энергетический институт, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МФТИ, МИФИ, Казанский государственный энергетический университет, Ивановский государственный энергетический университет.

 

ТРАНСПОРТ. Интеллектуальные системы становятся неотъемлемой частью наземной транспортной инфраструктуры, например, это управление дорожным движением, беспилотные автомобили и т. д. Кроме этого, в производстве транспортных средств и строительстве дорог начинают применяться новые материалы и развиваются технологии быстрого перемещения.

Что касается авиации, то в будущем нас ждут появление новых летательных аппаратов и беспилотная авиация. Также высока вероятность возрождения воздухоплавания — дирижаблей на новой технологической основе.

Потребуются специалисты (наземный транспорт): инженер по безопасности транспортной сети, оператор автоматизированных транспорт­ных систем, техник и проектировщик интермодальных транспортных систем, инженер-строитель «умных дорог», проектировщик высокоскоростных железных дорог, архитектор интеллектуальных систем управления.

Авиация: проектировщик интерфейсов беспилотной авиации, инженер производства малой авиации, проектировщик дирижаблей, проектировщик инфраструктуры для воздухоплавания.

Где учиться (наземный транспорт): МИИТ, МГТУ «СТАНКИН», МАДИ, Московский государственный институт электроники и математики, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Сибирский федеральный университет, Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова.

Авиация: МАИ, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева, Ульяновский государственный технический университет, Военный авиационный инженерный университет Воронежа, Сибирский государственный аэрокосмический университет.

КОСМОС. Коммерциализация космоса возрастает, и это откроет широкие возможности для создания частного бизнеса, например в сфере обслуживания запусков спутников, зондов, ракет и космотуризма, а также колонизации Марса.

Потребуются специалисты: инженер-космодорожник, специалист по проектированию сооружений в условиях открытого космоса, космогеолог, космобиолог.

Где учиться: МАИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Краснодарское высшее военное авиационное училище, Сибирский государственный аэрокосмический университет, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения.

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ И НАНОТЕХНОЛОГИИ. Будущее за композитами и сложными неоднородными материалами, обладающими повышенной прочностью, легкостью и пластичностью. Другим важнейшим изобретением является 3D-печать, которая открывает новую эру в производстве. Появляется возможность изготавливать конечные продукты не на специальных предприятиях, а фактически на дому.

Потребуются специалисты: проектировщик нанотехнологических материалов, системный инженер композитных материалов, проектировщик «умной среды».

Где учиться: МФТИ, МИСиС, Российский химико-технологический университет, Московская государственная академия тонкой химической технологии, Томский политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Нижегородский государственный университет, Уральский федеральный университет.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Изменения в этой отрасли задают новые технологии фактически для всех отраслей экономики. Проектирование, транспортировка, управление ресурсами и людьми, маркетинг — все эти и многие другие области изменяются под воздействием ИТ. Высокоперспективное направление в этой области — проектирование виртуальных пространств и интерфейсов для взаимодействия с ними.

Потребуются специалисты: архитектор виртуальности, проектировщик нейроинтерфейсов, архитектор информационных систем, разработчик моделей Big Data.

Где учиться: МГУ, МФТИ, МИФИ, Московский технический университет связи и информатики, Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Томский политехнический университет, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Нижегородский государственный технический университет.

Газета «Мой район» совмест­но с Федеральным агентством по печати делает проект «Россия — инженерная страна». В цикле публикаций мы расскажем о востребованности инженерных профессий, возможностях получения профильного образования и о том, как в будущем России инженеры будут играть одну из ведущих ролей. А также о том, чего уже добились современные российские инженеры. Если у вас, дорогие читатели, есть вопросы или предложения по инженерной тематике, присылайте их на volodina@mr-msk.ru.

Атлас новых профессий «Сколково» 

Роман Плесовский 28-09-2017

Информация с сайта http://msk.mr7.ru/i