Не говори с тоской – их нет: памяти В.Н. Волкова

 

Общественная и практическая деятельность требует выдвижения на передний план людей амбициозных, умеющих достигать поставленных целей и хорошо зарабатывать. Эта тенденция проникает в образование и науку. Педагогическая и научная деятельность преподавателей тщательно планируется министерством, нас нацеливают на пресловутые компетенции, на достижение внешнего успеха, тогда как вопрос о внутреннем удовлетворении своей работой и ощущении ее осмысленности невозвратно вытесняются всякого рода сиюминутной чепухой.

К счастью, во все времена находятся люди, понимающие, что наибольшее удовлетворение человек получает не от внешнего и сиюминутного, а в процессе внутреннего роста, интеллектуального и духовного самосовершенствования, развития собственных мыслей, чувств, что находят выражение в поступках и решениях. Подлинные ученые, мыслители и исследователи были людьми такого склада.

Христос говорил: «Много званых, но мало избранных». Именно «избранные» определяют дух учебного заведения, его уровень. От них зависит, какое культурное наследство уходящее поколение оставляет своим преемникам. Во все времена находились личности, достойные высокого имени – Учитель.

Одним из них был Владимир Николаевич Волков, которому в ноябре этого года исполнилось бы 90 лет. Его жизнь и судьба типичны для своего времени – и вместе с тем необыкновенны.

Родился Владимир Николаевич в 1927 году в семье известных ивановских врачей, прошедших добровольцами фронты гражданской войны. Рано лишившись родителей (отец был расстрелян в 38-м году, а мать получила 5 лет лагерей), он познал весь ужас борьбы за существование. Но не хлебом единым жив человек. Преодолев многочисленные преграды, он поступил в Ивановский педагогический институт и закончил его по специальности «Теоретическая физика».

Здесь же он встретил свою Маргариту (Маргариту Алексеевну) – женщину потрясающих душевных качеств, с которой они никогда не расставались «до самой березки». Окончив педагогический институт, он прошел школу блестящего физика-теоретика В.С. Сорокина. Большую часть жизни Волков отдал работе в Ивановском энергетическом институте. Здесь в полной мере раскрылся его научный и педагогический талант.

Владимир Николаевич Волков был ярким представителем ныне ушедшего поколения физиков-универсалов. Круг его интересов и увлечений был весьма широк: теоретическая и техническая физика, теория массового обслуживания, философия и биофизика, классическая музыка, живопись и художественная литература.

Заинтересовавшись технической физикой, он обогатил ее идеями и методами теоретической физики. Он стал одним из создателей теоретической базы электронно-ионной технологии – одного из направлений современных нанотехнологий. Кроме того, В.Н. Волков вместе со своими учениками провел фундаментальные исследования в области теории смешанной конвекции, открыв особый вид до сих пор неизученной турбулентности и разработав оригинальный аналитический метод решения задач конвективного теплообмена в потоке жидкости. Им написан отличный учебник по общей физике.

Для обучения аспирантов и молодых научных сотрудников Волковым был создан межвузовский городской семинар по технической физике и гидродинамике. На этом семинаре читались лекции по принципиальным вопросам физики. Участники семинара и приглашенные ученые делали доклады по тематике своей научной работы. Этот семинар был хорошей школой для молодых ученых.

Много внимания Владимир Николаевич уделял обучению молодых преподавателей секретам профессии. Посещая наши лекции и семинары, он объяснял, как нужно проводить занятия, и не оставлял молодого коллегу без внимания до тех пор, пока не убеждался в том, что дело пошло. Надо ли говорить, что за эту работу никаких денег никто не платил, она делалась по зову сердца.

Несмотря на весьма широкий круг научных интересов, центральное место в мыслях Владимира Николаевича занимали две темы: обоснование квантовой механики и познание духовного мира человека. Парадоксально, но именно по этим темам он при жизни ничего не опубликовал. В 1996 году вышла книга – «Философия двойственной реальности», явившаяся откровением высокого ума, склонного к осмыслению глубинных проблем познания. Он хотел быть услышан читателем, но хотел быть судим как профессионал по «гамбургскому счету», без унизительных ссылок на то, что философия не была основным родом его занятий. Вторая книга, – «Есть чувство правды в сердце человека», посвященная нравственному закону, – вышла в свет в 2006 году. Вот уж, действительно, прямо по Канту. Две вещи волновали его, не давали покоя – «звездное небо надо мной и моральный закон во мне»!

Многим из нас, его учеников, он открыл особый мир – мир науки, позволил ощутить то особое состояние ума, когда желание понять и глубоко проникнуть в суть вещей затмевает все остальное. Состояние, напоминающее пыл фанатика или влюбленного, которое является движущей силой в проникновении, по выражению Лейбница, в «изначальную гармонию» изучаемого явления. И усилия, затраченные на то, чтобы понять и вникнуть, определяются не заранее составленным планом или целью, а вдохновением, проистекающим из внутренней потребности. Ты вдруг замечаешь и удивляешься, сколь стройный порядок возникает из того, что раньше казалось просто набором несвязанных фактов, когда возникает непоколебимая уверенность, что все встало на свои места, и ты проник в эту «предустановленную гармонию».

Владимир Николаевич всегда утверждал, что к прорыву в понимании ведет не логический путь, а только основанная на проникновении в суть опыта интуиция. Логика хороша в рамках известных законов, но она не может вывести на понимание нового. Здесь нужен логический скачок, основанный на интуиции. Владимир Николаевич в полной мере владел обоими методами исследования.

Вот один из примеров Волковского подхода к пониманию законов природы. Как известно, современная наука замкнулась на двух формах закономерностей. Одни из них обусловлены физической необходимостью (детерминированные), другие – случайностью (стохастические). Владимир Николаевич постоянно обращал внимание на то, что этих двух закономерностей совершенно недостаточно для понимания и жизни на Земле и человеческого существования. В биологии это особенно ясно в связи с эволюцией. Он говорил о необходимости рассматривать также и события, вызванные силами нефизического происхождения, называя их «наведением». Отказ современной науки от рассмотрения этих сил Волков считал предрассудком, который нужно преодолеть.

По словам Л.Н. Толстого в жизни, как в плавании по реке, нужно брать повыше, а жизнь снесет. Владимир Николаевич был примером пловца, которого жизнь не снесла. Положив в основу своей жизни принцип «Милосердие выше справедливости», он всегда умел подняться над жизненной рутиной, над серой текучкой, всегда находил время поговорить о науке, о религии, о Боге и о Человеке. Общение с ним всегда возвышало и очищало душу. Казалось, вновь обретаешь то, что давно уже потеряно.

Наши беседы с ним далеко за полночь и дома, и во время отпуска в Симеизе создавали особое возвышенное настроение и, как хороший театр, наполняли душу светом и ощущением торжества просветленного разума. Во всем этом принимала горячее участие Маргарита Алексеевна. Царствие ей небесное!

Древние философы говорили о том, что мы одновременно являемся актерами и зрителями в большой драме Жизни. К сожалению, она коротка, а у подвижников – тем более. Сколько было сделано и сколько не… Веселые годы, счастливые дни – как вешние воды промчались они.

Давно сыграна последняя сцена, упразднен театр, покинули подмостки любимые актеры, но остались мысли, остались книги, осталась запечатленная в них жизнь возвышенной души. Горит зажженный Учителем огонь познания в сердцах учеников!

Как прекрасно сказал поэт Золотого века Василий Андреевич Жуковский:

«О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностию: были
».

От имени учеников, товарищей и коллег по работе профессор кафедры АЭС В.К. Семенов

К 90-летию со дня рождения заведующего кафедрой физики ИЭИ В.Н. Волкова

Владимир Николаевич Волков оказал большое влияние на формирование моего научно-педагогического уровня. Еще в студенческие годы меня поразила его широкая эрудиция и простота общения с молодежью. Мы с большим желанием приходили на его занятия по физике, так как знали, что Владимир Николаевич любой сложный вопрос объяснит в доступной и наглядной форме.

При выполнении научных исследований Владимир Николаевич вселял в нас уверенность в достижении намеченной цели. Когда он был моим научным руководителем, то часто говорил: «Любую задачу можно решить. Вопрос только в том, что ее можно решить в нулевом, в первом или втором приближениях». После этого он сразу же излагал алгоритм решения обсуждаемой задачи, включая и методические вопросы.

При решении научных задач Владимир Николаевич учил нас искать простые и красивые решения, в основе которых обязательно должны быть тщательно обоснованные физические модели процессов. При этом он стремился научить нас решать научно-технические проблемы с применением классических методов, которые позволяют получать более значимые и надежные результаты.

Владимир Николаевич обладал редкой по глубине логикой мысли и хорошо развитым чувством интуиции, что позволяло ему быстро находить неожиданные оригинальные решения во многих научных направлениях. Благодаря высочайшим профессиональным знаниям, широкому кругозору и эрудиции он был типичным представителем российской профессуры.

Вместе с тем, работая в техническом вузе, он с большим уважением относился к его коллективу. Владимир Николаевич быстро понял главное: в энергетическом институте сосредоточены преподаватели по различным научным направлениям, что позволяет быстро получить необходимую консультацию по интересующему вопросу. Он успешно сотрудничал в решении прикладных задач с техническими кафедрами: теоретических основ электротехники, техники высоких напряжений, электромеханики, промышленной теплоэнергетики и другими.

Для обмена полученными результатами и обучения молодых ученых Владимир Николаевич организовал городской научный семинар по физике процессов. Обсуждение научных вопросов на семинаре было исключительно демократичным и плодотворным. В результате в то время сложился коллектив единомышленников, многие из которых продолжают поддерживать между собой творческие и личные контакты.

Владимир Николаевич параллельно с научно-педагогической деятельностью увлекался литературой, философией, классической музыкой. Он всегда щедро делился с нами своими находками и наблюдениями в этих направлениях. Постепенно многие преподаватели и студенты энергетического института становились его единомышленниками и по этим вопросам.

Ю.А. Митькин, д.т.н., профессор кафедры ВЭТФ