Подведены итоги олимпиады по дисциплине «Русский язык в сфере профессиональной коммуникации»

 

«Что-то внутри подсказывает, как правильно»: итоги олимпиады по дисциплине «Русский язык в сфере профессиональной коммуникации»

В ИГЭУ прошла олимпиада по дисциплине «Русский язык в сфере профессиональной коммуникации», приуроченная к Дню русского языка. Организатором мероприятия выступила кафедра русского и французского языков. В олимпиаде приняли участие студенты теплоэнергетического факультета и факультета информатики и вычислительной техники.

Сегодня от студентов ИГЭУ, как и других вузов, требуются такие навыки, как грамотность, умение ясно, точно, аргументированно и логично формулировать мысли, работать с фактами, независимо от выбранного направления подготовки. Понятно, что на базовом уровне этому должна учить в первую очередь средняя школа, но на практике приходится наблюдать иное.

По мнению большинства преподавателей нашего вуза, современные программы средней школы не обеспечивают необходимого уровня владения русским языком как средством общения, инструментом учебно-профессиональной деятельности. Это связано с тем, что школа мало уделяет внимания тому, как ученики говорят, пишут, формулируют мысли, со школьниками почти не занимаются риторикой. За последние годы, по данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям России, активный словарный запас школьников снизился в четыре раза. У большинства абитуриентов, по нашему наблюдению, отсутствует представление о родном языке как целостной системе.

На эту печальную ситуацию во многом повлиял формат подготовки к ЕГЭ. Зазубренные к экзамену факты, касающиеся русского языка, как правило, не находят практического применения ни в дальнейшей жизни в целом, ни при обучении в вузе. Кроме того, с вхождением в нашу жизнь информационных технологий возникла еще одна проблема: изучение правил орфографии и пунктуации многие молодые люди сегодня не считают необходимым. Они уверены в том, что благодаря смартфонам и компьютерным программам всегда можно проверить правописание.

В нашем вузе в течение последних лет преподается дисциплина «Русский язык в сфере профессиональной коммуникации», направленная в первую очередь на совершенствование коммуникативных умений и навыков студентов.

Олимпиада по дисциплине «Русский язык в сфере профессиональной коммуникации», которая прошла в нашем вузе в начале июня, имела практическую цель – проверить осознанность понимания студентами базовых категорий курса, обратить их внимание на важность знания языковых норм современного русского языка. С этой целью студентам было предложено выполнить редактирование текста (составитель – доцент Д.Н. Зарубина), в котором были допущены различные типы ошибок, нарушающих нормы языка.

Приятно отметить, что многие хорошо справились с заданием. Единственным, кто нашел и исправил все ошибки в тестовом тексте, стал Кирилл Кузнецов (2-41). Он и занял первое место. На втором месте – Анастасия Слободина (2-41). Третье разделили сразу трое ребят: Черепенин Александр (2-42в), Чернова Анастасия (2-41) и Стоюнин Константин (2-41).

В поисках «секрета грамотности» мы обратились к победителю олимпиады, Кириллу Кузнецову.

Кирилл, выполняя задания, ты показал отличное знание русского языка. Твоя грамотность – это результат обучения, самообразования,  действия каких-то других факторов?

– Многое идет из семьи. Бабушке и маме очень нравится читать, и они постарались привить и мне любовь к книгам. Сначала я только слушал, когда бабушка читала мне вечерами, позже и сам начал читать. Читал в основном то, что рекомендовали в школе, дома есть целая коллекция книг, поэтому в библиотеку ходить не требовалось. Нравились не все произведения, самому больше нравилось фентези. Не вся классическая литература читалось легко, мог по часу вникать в смысл одной страницы. Если встречались незнакомые слова, всегда спрашивал их значения у родителей. Благо они, обладая большим словарным запасом, всегда выручали меня. По сравнению с ними читал я мало, да и не особо любил, если честно, за что они меня иногда критиковали. Бабушка с дедушкой часто разгадывали кроссворды и иногда задавали мне вопросы о героях мультсериалов, сериалах, актерах и т.п. Меня всегда поражало, сколько всего знал дедушка, а как ловко он "щелкал" кроссворды, точно семечки. Позже я и сам стал разгадывать вместе с ними, узнал множество новых слов. Безусловно, в школе (я заканчивал среднюю школу №4) тоже приобрел многие полезные навыки и знания. Очень нравились уроки литературы и русского языка у Надежды Генриховны Жуковой. Она всегда рассказывала какие-нибудь интересные факты, объясняла поступки, мотивы героев и сюжет произведения так, что хотелось прочитать или перечитать его, и все это с нотками сарказма и иронии, ни капельки не скучно. Таким образом, проблем с русским языком я никогда не испытывал, что-то внутри подсказывает, как нужно написать правильно, и все, я просто пишу».

Безусловно, школьная подготовка играет основную роль в формировании речевой культуры. Наш вузовский курс русского языка в сфере профессиональной коммуникации позволяет надстроить над заложенным в школе фундаментом новый уровень – закрепить уже имеющиеся навыки и приобрести новые, которые пригодятся энергетам не только на этапе обучения в вузе, научной и учебной работы, но и после выпуска, когда им нужно будет адаптироваться в рабочем коллективе, найти общий язык с коллегами.

Конечно, мы не могли не спросить у призеров олимпиады, чем запомнился им курс русского языка в вузе.

Кирилл Кузнецов: «Были интересные задания, узнал много новых слов, в некоторых поправил ошибки (ударение, правописание, значение). В общем, всё было весело, увлекательно и познавательно».

Александр Черепенин: «Запомнилась подготовка к публичной речи. По моему мнению,  умение выступать на публике может пригодиться любому».

Поздравляем победителей!
Желаем всем студентам хорошо сдать сессию.

Информацию предоставили: Токарева Г.В., Зарубина Д.Н.