Научный полк ИЭИ: Лопатин Б.В.

 

Воспоминания о военных годах в Ивановском энергетическом институте заведующего кафедрой сопротивления материалов в 1940-1950-х гг. Бориса Владимировича Лопатина

 

Помнятся тяжелые 40-е годы…

Фашистские полчища уже шагали по странам Европы. И хотя Германия подписала с Советским Союзом договор о ненападении, все же угроза войны висела  над страной. 

Наступило 22 июня… 

Сразу нарушился весь налаженный ритм жизни. Городские партийные и советские организации возглавили его перестройку на военный лад. Многие предприятия перешли на выпуск продукции, необходимой для обороны страны. Началось строительство бомбоубежищ, по дворам население стало рыть траншеи для укрытия, из-за тщательной светомаскировки город по ночам погружался в непроглядную тьму. Более 250 студентов и около 60 человек преподавателей и других работников института ушли на фронт. Но институт продолжал работу. Ввиду резкого сокращения учебных площадей, занятия проводились в две смены. Учеба чередовалась с разнообразными делами, вызванными военной обстановкой: дежурствами на постах, занятиями по ПВО, заготовкой песка, выходами на разгрузку железнодорожных вагонов. В конце сентября институт направили в район Чернц на уборку картофеля. Погода была хорошая и за неделю, работая от зари до зари, мы убрали весь урожай. 

Было трудно с питанием, ощущалась скудность выдававшегося пайка, радовались, добывая где-нибудь мороженую картошку. Но, тем не менее, настроение было бодрое и твердо верилось, что враг будет сломлен и наступит возрождение. 

Мне довелось участвовать в работе Городского комитета обороны, рассматривая множество оборонных предложений от населения: бронесани, самометатели гранат, керосиновые бутылки на деревьях, всевозможные западни на дорогах… Трогало сердце то единодушие, с каким самые разные люди думали о помощи Родине в борьбе с врагом. 

В лабораторию кафедры сопромата стали поступать на испытание различные детали военного назначения: карабины и лямки для парашютов, чугун стаканов мин, медные фигурные пояски для орудийных снарядов и так далее. Приходилось придумывать специальные приборы и устройства для проведения необычных испытаний. Заказы, как правило, были срочными, надо было работать и ночами – помогали нам специально подготовленные студенты. Объем этой работы был очень велик - за все время войны было проведено около 14 тысяч испытаний! 

1943 год начался радостными сообщениями о прорыве блокады Ленинграда, об окружении крупной немецкой армии под Сталинградом. 

Это уже был перелом в войне! 

В ноябре студенты затеяли проведение своими силами концерта памяти Чайковского и убедили меня взяться за его устройство, сделать доклад. Вечер состоялся 5 декабря и был исключительно тепло принят слушателями. Еще бы – все участники были свои, институтские!  Этот успех повлек за собой организацию в следующие годы целого цикла лекций-концертов о творчестве русских композиторов. Каждый концерт требовал огромной предварительной работы. Мне приходилось быть и организатором, и  лектором, и пианистом. Приходилось заботиться о подготовке зала, гардероба, о настройке рояля,  а главное - о подготовке самих «артистов». Группа студентов-активистов деятельно помогала во всем. Принимали участие и некоторые преподаватели. Видя всегда переполненный зал, в абсолютной тишине внимавший каждому слову, каждому звуку, все участники испытывали огромное удовлетворение от осознания пользы проводимой работы. 

В течение всех этих лет шла на кафедре и другая большая работа со студентами. В 1943 году был организован первый в институте студенческий научно-технический кружок, весьма плодотворно работавший. Ежегодно организовывались олимпиады по курсу, очень привлекавшие наиболее сильных студентов и проходившие очень интересно. 

На экзаменах требования предъявлялись серьезные, - мы добивались хороших, прочных знаний предмета, являвшегося основой общеинженерных дисциплин. Двоек приходилось ставить порядочно, требуя новой и новой доработки. Но смело можно утверждать, что студенты на нас не обижались, понимая, что оценки ставятся справедливо, понимая и то, как много времени и сил отдавали этим переэкзаменовкам и сами преподаватели. Ценили студенты и бесчисленные консультации, даваемые нами, особенно по выполнению графических работ. В итоге учащиеся хорошо усваивали методы прочностных расчетов, могли пользоваться ими позже в курсовых и дипломных проектах. Надо думать, что это приносило пользу и в их инженерной самостоятельной деятельности.