Февраль_2023: Приверженность традиционным ценностям обучающихся как основа противодействия экстремизму и терроризму: исследование среди студентов ИГЭУ в 2023 году

 

Авторы: Лисова Светлана Юрьевна, кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры Истории, философии и права Ивановского государственного энергетического университета имени В.И. Ленина

Романова Наталья Рудольфовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры Истории, философии и права Ивановского государственного энергетического университета имени В.И. Ленина

Аннотация: В статье приводятся данные исследования уровня приверженности студентов системе традиционных ценностей, определены установки и цели, являющиеся приоритетными для обучающихся в техническом вузе. Исследован популярный у молодежи музыкальный контент, как основа формирования жизненной философии молодежи. Даны рекомендации по организации антитеррористической профилактики.

Ключевые слова: ценности, экстремизм, терроризм, потребительское сознание, студенчество, молодежь, контент-анализ

Введение. Проблема распространения деструктивных идеологий является одной из актуальных тем общественно-политического дискурса современного этапа. По мнению экспертов , истоки молодежного экстремизма кроются в кризисе социокультурной среды российского общества, повлекшим переоценку молодыми людьми ценностей предыдущих поколений. Традиционные же ценности представляют собой нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение гражданина, определяющие в дальнейшем личные и групповые цели, способы их достижения и критерии оценки этих достижений. Именно по этой причине принятые в последнее десятилетие доктринальные документы в области противодействия экстремизму и терроризму требуют организации профилактической работы, ориентированной на формирование у молодежи традиционных ценностей. 

Государственная молодежная политика как особая сфера управления должна опираться на валидные данные о ценностных устремлениях подрастающего поколения. Для этого необходимо ведение мониторинга посредством педагогического наблюдения, анкетирования, диагностики психологического состояния и т.п., что обусловливает актуальность и значимость настоящего исследования.

Цель исследования – выявление приверженности региональной студенческой молодежи традиционным ценностям и маркировка факторов, воздействующих на мировоззрение учащихся. Результаты проделанной работы позволят отслеживать динамику изменений обстановки в молодежном сообществе для выработки мер гибкого реагирования на социальные запросы, что представляется особенно важным в ситуации нарастания террористической угрозы на фоне проведения СВО.

Исследовательская часть. В феврале 2023 года проводилось анкетирование студентов. Базой опроса выступил ФГБОУ ВО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина» (ИГЭУ). Выборка составила 107 человек, из них 68 – молодые люди, 39 – девушки (данное распределение соответствует общей социально-демографической структуре технического вуза). Среди опрошенных – обучающихся в военном учебном центре (ВУЦ) 16 человек и 12 студентов указали, что хотели бы обучаться в ВУЦ.

Студентам была предложена анкета, включающая перечисление ценностей, жизненных установок и целей, которые предлагалось оценить по 10-бальной шкале, исходя из степени их близости к личному мировоззрению и жизненной философии. Все ценности условно разделены на традиционные и потребительские:

 

Традиционные ценности

жизнь, здоровье

достоинство

права и свободы человека

патриотизм

гражданственность

служение Отечеству и ответственность за его судьбу

высокие нравственные идеалы

крепкая семья, наличие детей

созидательный труд

приоритет духовного над материальным

гуманизм

милосердие

справедливость

коллективизм

взаимопомощь и взаимоуважение

историческая память и преемственность поколений

единство народов России

Потребительские ценности

брать от жизни всё

красиво одеваться

удовольствие и наслаждение

новые впечатления

свобода путешествий

иметь все самое лучшее (гаджеты, модную одежду и т.д.)

психологический комфорт

развитый сервис

приоритет интересов личности

удовлетворение своих потребностей

физические удобства

легкость отношений

свобода жить как хочу

вкусная пища

шикарное жилище

свобода отношений

иметь много денег

власть над другими

 

Мы проранжировали средние показатели по ценностям и выборкам в целях выявления приоритетных и второстепенных ценностей, и получили следующие результаты.

Приоритетными ценностями для обучающихся в ВУЦ являются:

1. Жизнь и здоровье;

2. Крепкая семья, наличие детей;  

3. Вкусная пища;

4. Взаимопомощь и взаимоуважение;

5. Права и свободы людей;

6. Физические удобства; Развитый сервис.

Приоритетные ценности для студентов, желающих обучаться в ВУЦ:

1. Жизнь и здоровье;

2. Достоинство;

3. Вкусная пища;

4. Права и свободы людей;

5. Взаимопомощь и взаимоуважение;

6. Новые ощущения, впечатления; Психологический комфорт.

Приоритетные ценности студентов, не желающих учиться в ВУЦ и служить:

1. Жизнь и здоровье;

2. Достоинство;

3. Справедливость;

4. Права и свободы людей; Психологический комфорт;

5. Взаимопомощь и взаимоуважение;

6. Вкусная пища.

Приоритетные ценности девушек

1. Психологический комфорт;

2. Жизнь и здоровье;

3. Справедливость; Взаимопомощь и взаимоуважение;

4. Права и свободы людей;

5. Путешествия;

6. Приоритет интересов личности.

Результаты демонстрируют, что среди приоритетных ценностей, определяющих поведение субъекта в ситуации ценностного конфликта и жизненного выбора, не присутствуют патриотизм и гражданственность. Так, у военных «Патриотизм», «Историческая память и преемственность поколений» вместе с ценностью «Путешествия» делят в рейтинге 12-14 места. Ценности «Единство народов России» и «Служение Отечеству и ответственность за его судьбу» занимают соответственно 16 и 28 места из 34 позиций. Аналогичная картина у респондентов, желающих обучаться в ВУЦ: ценность «Патриотизм» занимает 14 место, «Единство народов России» вместе с ценностью «Путешествия» делят 9-10 места, «Историческая память и преемственность поколений» делит 24-26 позиции, наряду с ценностями «Коллективизм» и «Созидательный труд», «Служение Отечеству и ответственность за его судьбу» на 28 позиции. 

У студентов, не желающих служить, ценность «Патриотизм» занимает 25 место, «Служение Отечеству и ответственность за его судьбу» на 32 месте, «Единство народов России» – на 23, «Историческая память и преемственность поколений» на 24 месте. 

Показатели по выборке девушек, обучающихся в ИГЭУ, следующие. Рейтинг ценности «Патриотизм» крайне низок, делит с ценностью «Созидательный труд» 27-28 место, «Единство народов России» занимает 21 позицию, «Историческая память и преемственность поколений» – 24, «Служение Отечеству и ответственность за его судьбу» – 32. 

Промежуточные итоги: уровень патриотизма оказался выше у желающих обучаться в ВУЦ ИГЭУ, в среднем 7,917. Среднее по выборке студентов, уже обучающихся в военном центре, равнялось 7,75. У молодых людей, не желающих обучаться в ВУЦ и служить, этот показатель составил 6,866. Среднее значение по всей выборке составило 7,15. Т.е. подавляющее большинство регионального студенчества (более 70%) считает себя патриотами. Вопрос о понимании молодежью термина «патриотизм» в настоящем исследовании не затрагивался. Однако согласно опросам , в представлениях о патриотизме превалируют установки, свидетельствующие о так называемом пассивном патриотизме (любить Родину, гордиться достижениями своей страны, знать и уважать культуру нации и т.д.). Активный патриотизм (защищать Родину, исполнять обязанности гражданина, вести борьбу с угрозами безопасности государства) свойственен меньшему количеству респондентов.

По фактору «Служение Отечеству и ответственность за его судьбу» средние показатели по обучающимся в ВУЦ составили – 6,43, у желающих обучаться в ВУЦ – 6,33, у не желающих обучаться в ВУЦ и служить – 5,581. 

По фактору «Историческая память и преемственность поколений» средние показатели распределились следующим образом: будущие военные – 7,75, желающие учиться в ВУЦ – 6,7, нежелающие служить и учиться в ВУЦ – 6,9. 

В целом, у современных студентов достаточно ярко выражен эгоизм. По фактору «Приоритет интересов личности» средние показатели составили: 7,60 – у военных и желающих обучаться в ВУЦ (16 из 28 опрошенных, т.е. 57% отметили 8-10 баллов), 8,33 – у юношей, нежелающих служить и обучаться в ВУЦ (30 из 40, т.е. 75% имеют максимальные баллы по эгоизму) и 8,95 – у девушек (практически все опрошенные отметили 8-10 баллов, при этом незначительное количество девушек отметили максимальное количество баллов по фактору «Семья»). Преференции отдаются материальным ценностям и индивидуализму.

Таким образом, приверженность регионального студенчества традиционным ценностям отличается фрагментарностью, особенно это касается ценностей служения. У студентов, обучающихся в ВУЦ, а также стремящихся служить в армии и/или обучаться в ВУЦ, приверженность патриотическим ценностям выше, но в иерархической системе они не являются ведущими.

Полученные нами результаты коррелируют с показателями исследований в других регионах России и полностью отражают тенденции, сохраняющиеся в молодежной среде. Так, согласно опросу, проведенному в 2017 г., только треть молодых людей (35,9 %) считает, что скорее одобряет традиционные ценности современного российского государства, чем не одобряет. Полное одобрение ценностей выразили лишь 21,3 % опрошенных. Примерно столько же (19,1 %) скорее не одобряют ценности российского государства, чем одобряют. И около 10 % респондентов не одобряют ценности современного российского государства . При этом большинство участников опроса считают себя патриотами: 33 % ответили «однозначно» и 41 % указали, что скорее считают себя патриотами России .

От того, в какой мере молодежь разделяет традиционные ценности, зависит ее социальное поведение и образ жизни. Исследование готовности студентов противодействовать распространению терроризма и экстремизма, проведенное в ИГЭУ , показало, что более 23 % равнодушны к экстремистским проявлениям, 1,4 % одобряют террористическую деятельность, более 12 % готовы ее оправдать и 5,5 % выразили сомнения в оценке деятельности экстремистских организаций. Экстремистская деятельность для студентов является во многом непонятной и воспринимается как оппозиционная сила, борьба за свои взгляды и идеалы, сопротивление традиционным устоям (это может свидетельствовать о высоком протестном потенциале обучающихся). Таким образом, мотивационно-ценностный компонент готовности студентов к противодействию экстремизму и терроризму сформирован на низком уровне.

При исследовании проблематики противодействия терроризму и экстремизму важное место занимает маркировка причин и условий их возникновения и распространения. Как сложные социальные конструкты – терроризм и экстремизм – связаны с существованием целого комплекса факторов, которые условно можно разделить на социально-политические, экономические, идеологические.

Среди социально-политических факторов следует выделить финансово-экономическое расслоение общества, социальное неравенство, формирование чувства социальной несправедливости и т.д. Экономической плоскостью роста молодёжного экстремизма является кризис в важнейших хозяйственных отраслях, приведших к сокращению рабочих мест, сложности поиска достойного заработка и пр. К идеологическим факторам распространения молодёжного экстремизма и терроризма относятся снижение духовности молодого поколения, утрата нравственных и моральных ценностей, отсутствие чётких целей и ориентиров, развенчание идеалов прошлого, пропаганда насилия и жестокости в СМИ. 

Заключение. Проведенное исследование позволило изучить существующие в настоящее время ценностные ориентации региональной молодежи и выявить некоторые факторы, влияющие на ее мировоззрение. Нами определено, что учащаяся молодежь, даже в рамках одного вуза, не является гомогенной по ценностным приоритетам. Поэтому необходима четкая сегментация этой возрастной группы для точечной работы и применение в каждом сегменте молодежной аудитории особых мероприятий и средств воздействия.

Резюмируя результаты, мы пришли к выводу, что ценности молодежи во многом определяются установками, транслируемыми развлекательным медийным контентом, в частности современной музыкой. Это необходимо учитывать при распространении паттернов антиэкстремистского поведения, опираясь на значимые для данной социальной группы каналы.

Мы установили, что приверженность студенчества традиционным ценностям отличается фрагментарностью и декларативностью. Среди приоритетных ценностей, определяющих поведение субъекта в ситуации ценностного конфликта и жизненного выбора, не присутствуют патриотизм и гражданственность. Поэтому для формирования у молодежи требуемого уровня противодействия экстремизму и терроризму необходимо синхронизированное воздействие всех институтов социализации (образование, СМИ, молодежные организации и др.). К патриотическому воспитанию молодежи следует подходить системно, институционально, избегая излишнего табуирования и формализации. В целях раскрытия инновационного потенциала молодежи и минимизации радикализма важно создавать молодежные организации, основанные на межличностной коммуникации и совместной деятельности, направляя их работу в нужное идеологическое русло.

Список литературы
1. Волков, В.А. Влияние СМИ на формирование культурных ценностей: аксиологический аспект / В.А. Волков // Молодой ученый. – 2015. – №3. – С. 913-915. 
2. Давыдова, М.А. Приверженность молодежи ценностям индивидуализма: характеристики терминальных и инструментальных ценностей / М.А. Давыдова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 2012. – URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2013.1/2324/davydova2013_1.pdf.
3. Крюкова, Т.Б. Формирование готовности студентов к противодействию экстремистской и террористической деятельности: монография / Т.Б. Крюкова, С.Ю. Лисова – М.: ООО «Русайнс», 2021. – 126 с.
4. Романова, Н.Р. Патриотизм студенческой молодёжи: содержание, парадоксы, динамика / Н.Р. Романова // Состояние и перспективы развития электро- и теплотехнологии (ХХI Бенардосовские чтения): материалы международной научно-технической конференции 2-4 июня. – I том. Электроэнергетика. Современные инструменты менеджмента. Гуманитарные проблемы развития общества. – Иваново, 2021. – С. 191-195. – URL: http://ispu.ru/files/Benardos_2021_tom_1-elektroenergetika_0.pdf.
5. Стеценко, В.В. Культурное просветительство как ценностно-смысловая платформа профилактики идеологии экстремизма в молодежной среде / В.В. Стеценко // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. – 2020. – № – С. 294-299.
6. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодёжной политики: результаты исследования: монография / Государственный университет управления; [под общ. ред. С.В. Чуева]. – М.: Издательский дом ГУУ, 2017. – 131 с.
 
ВложениеРазмер
Статья. Лисова. Романова.docx36.82 КБ