Владимир МИКЛУШЕВСКИЙ: "Во всех своих программах мы ориентируемся на будущее" ("Известия" 5 мая 2009 г.)

ВЛАДИМИР МИКЛУШЕВСКИЙ: "ВО ВСЕХ СВОИХ ПРОГРАММАХ МЫ ОРИЕНТИРУЕМСЯ НА БУДУЩЕЕ"


5 мая 2009 г. 12:50

Несмотря на негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику, государство не отказывается от стратегии на инновационное развитие страны. Именно поэтому особое внимание сегодня уделяется мерам, направленным на подготовку и переподготовку кадров для перспективных и новых рынков труда, обеспечивающих потребности инновационной экономики. О том, что уже сделано в этом направлении, корреспонденту "Известий" рассказал заместитель министра образования и науки Российской Федерации Владимир Миклушевский.

вопрос: Владимир Владимирович, какие меры реализует ваше министерство в сложившейся экономической ситуации, в первую очередь на рынке труда?

ответ: Начиная с конца прошлого года мы ведем достаточно активную работу в рамках антикризисных мер правительства России. Цель проводимой масштабной работы - максимальное обеспечение потребностей посткризисной экономики новыми кадрами, прошедшими программы переобучения и освоившими новые специальности. В настоящее время во всех российских регионах реализуются программы, включающие в себя меры опережающего обучения высвобождаемых работников, создание рабочих мест для стажировки выпускников, организацию общественных работ в учреждениях образования и укрепление их кадрового потенциала.

в: Что представляют собой программы опережающей подготовки и на кого они ориентированы?

о: В целом программы опережающей подготовки кадров нацелены на поддержку тех работников, которые в условиях экономической нестабильности находятся под риском увольнения. Реализация этой программы позволяет специалистам адаптироваться к новым реалиям, снова почувствовать себя профессионально востребованными.

У нас есть четкое понимание, что в условиях кризиса неизбежно произойдет замена неэффективных технологий на более современные, создающие условия для существенного повышения производительности труда. А это значит, что при достижении докризисного уровня производства показатели занятости не выйдут на докризисный уровень.

в: Какие задачи стоят перед министерством при реализации программ опережающего обучения?

о: Сегодняшняя ситуация ставит не только перед министерством, но и перед системой образования в целом две важнейшие задачи.

Во-первых, предоставить возможность специалистам, которые продолжат работать в традиционных сферах, получить компетенции, адекватные новым, более современным и более производительным технологиям.

Именно на работников предприятий традиционных сфер экономики, где будет происходить технологическое перевооружение, в первую очередь ориентированы программы опережающего обучения. Мы прогнозируем, что предприятия активно начнут внедрять автоматизированные системы управления производством, что является нормальной практикой для развитых экономик. Эта мера направлена на повышение производительности труда, на повышение качества продукции, потому что любая ERP-система - это важный элемент системы менеджмента качества. Работники предприятий должны владеть компьютером, иметь IT-компетенции соответствующего уровня, уметь вводить данные в эту программу, использовать ее в своей работе и так далее.

Во-вторых, мы должны обеспечить дополнительные возможности для трудоустройства тех работников, которые в силу различных причин будут вынуждены сменить сферу деятельности. Сейчас совместно с другими профильными министерствами и ведомствами проводится активная работа по прогнозированию перспективных рынков труда и секторов экономики.

в: Как и по каким критериям производится отбор учебных заведений для участия в программах опережающей подготовки?

о: Реализация региональных программ по снижению напряженности на рынке труда осуществляется соответствующими службами занятости субъектов Российской Федерации. Они выступают в роли заказчиков, которые на конкурсной основе выбирают учреждения профобразования, претендующих на участие в программе опережающего обучения. В ряде случаев средства выделяются непосредственно тем предприятиям, работники которых должны пройти переподготовку, и уже сами предприятия заключают договоры с теми образовательными учреждениями, которые имеют наиболее адекватные программы переподготовки.

Чтобы помочь регионам и региональным предприятиям в этом непростом выборе, Минобрнауки разработало рекомендации по отбору программ опережающего обучения. Кроме того, в Cети размещена база данных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки объемом до 1000 часов, которые реализуются всеми учреждениями профессионального образования Российской Федерации, а также программ, прошедших экспертизу и рекомендованных Минобрнауки. Что же касается образовательных учреждений, которые уже вошли в число участников программы опережающего обучения, то здесь представлены лучшие учебные заведения России, многие из которых - победители приоритетного национального проекта "Образование" 2007-2008 годов.

в: Эти меры министерство предпринимает для поддержки тех, кто уже имеет опыт работы. Что представляют собой программы стажировок на предприятиях? Насколько они полезны выпускникам?

о: Программа стажировок по специальности предполагает организацию работ на срок до шести месяцев. При этом заработная плата работника финансируется не за счет предприятия, а за счет субсидии из бюджета. Иными словами, выпускники имеют возможность за счет государства до шести месяцев работать на конкретном рабочем месте, чтобы приобрести необходимые навыки, присмотреться к предприятию, а предприятие за это время присмотрится к ним. По сути, мы предоставляем выпускнику адаптационный период, возможность более плавного выхода в самостоятельную трудовую жизнь.

в: Как вы уже сказали, программы опережающей подготовки и переподготовки специалистов нацелены на перспективу. Какие изменения вы прогнозируете в структуре спроса на специалистов со стороны работодателей?

о: Спрос на специалистов в докризисный период в России преимущественно соответствовал потребностям индустриальной экономики, решающей вопросы массового производства и насыщения рынка. Вследствие резкого спада массового производства в условиях мирового финансового кризиса ситуация на рынке труда существенно изменилась. Снизился спрос на специалистов в экспортоориентированных отраслях, таких, как металлургия, химическое производство, добыча и переработка нефти, а также в машиностроении. Поскольку эти сектора экономики являются для России ключевыми, в рамках правительственной программы антикризисных мер государство предпринимает решительные шаги по сохранению их кадрового потенциала.

Одновременно мы готовим программу государственной поддержки опережающей переподготовки кадров для перспективных и новых рынков труда, обеспечивающих потребности инновационного развития экономики. Именно в рамках этого направления мы оцениваем будущий спрос на специалистов. По сравнению с традиционным производством инновационная экономика предъявляет повышенные требования к образовательному уровню работников. Если говорить о структуре спроса на переподготовку кадров по уровням профессионального образования, то она оценочно распределяется следующим образом: 21% - высшее профессиональное образование, 30% - среднее профессиональное образование, 49% - начальное профессиональное образование.

в: Все-таки опережающее обучение требует точного понимания, какие профессии будут востребованы рынком в ближайшем будущем. Можно ли уже сегодня назвать отрасли, которые будут испытывать кадровый голод на выходе из кризиса?

о: Любая работа по организации опережающего обучения, ориентированного на перспективные рынки труда или перспективные сектора экономики, будет иметь смысл только при одном условии: если будут созданы условия для стимулирования спроса в этих секторах. Потому что в противном случае мы рискуем подготовить человека, который будет, наверное, очень квалифицированным, только рабочего места для него не будет.

Так, серьезным потенциалом к росту обладают такие сферы, как IT, сервис, операционный менеджмент, производственный и технологический инжиниринг. Именно на них следует сегодня ориентироваться тем, кто желает быть профессионально востребованным. Названные мною сферы могут наиболее быстро развиваться через малое предпринимательство. Для содействия этому мы, например, совместно с регионами реализуем программу по обучению выпускников вузов основам предпринимательства, давая им дополнительную опору в реализации профессиональных амбиций.

в: Не означает ли это, что в результате выпускники просто сменят специальность и займутся бизнесом?

о: Я думаю, что для многих из выпускников гораздо интереснее окажутся перспективы, связанные с выбранной специальностью. Эти перспективы появятся у ребят в связи с изменениями в законодательстве, которые позволят учреждениям науки и образования создавать малые инновационные предприятия, внося в их уставные капиталы права на использование результатов интеллектуальной деятельности. Соответствующий законопроект внесен в Государственную думу от имени руководителей фракции "Единая Россия" и, по нашей оценке, может быть принят в самое ближайшее время.

в: А много ли в России вузов, которые готовы организовать предприятия малого бизнеса и заняться предпринимательством?

о: По той информации, которую мы сегодня имеем, сто восемьдесят семь вузов из семидесяти одного субъекта уже заявили о готовности к созданию малых предприятий. По их оценкам, может быть создано порядка двух с половиной тысяч малых предприятий с 25-30 тысячами рабочих мест. Замечу, что это не только мера по трудоустройству выпускников, но и мера по закреплению этих выпускников в высокотехнологичных секторах экономики, создание сектора малого предпринимательства, что, на мой взгляд, чрезвычайно важно.

Кроме того, это приведет к укреплению кадрового потенциала учреждений профессионального образования. Потому что там, где существует возможность создания такого инновационного пояса вокруг вуза, идет нормальная подпитка кадрами. Ведь в этом случае выпускники, работающие на малых предприятиях, преподают в вузе, и наоборот. Таким образом, существует и подпитка кадрами малых предприятий, и подпитка вузов молодыми преподавателями.

Все меры, которые мы рассматриваем, решая проблемы сегодняшнего дня, ориентированы на будущее. Уверен, что именно сейчас, в том числе и с помощью подобных программ в сфере образования, мы создаем предпосылки для структурных изменений в экономике России, предпосылки для будущего роста.

Источник: www.inauka.ru