Бартон, Тим / Burton, Tim / - кинорежиссер (США)
Тим Бартон / Tim Burton /
Фильмография
Большое приключение Пи-Ви (1985). Битлджюс (1988). Бэтмен (1989). Эдвард - руки-ножницы (1990). Кошмар перед рождеством (1993). Эд Вуд (1994). Сонная лощина (1999). Планета обезьян (2000). Крупная рыба (2003). Чарли и шоколадная фабрика (2004). Труп невесты (2005). Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит (2007).
|
Родился 25 августа 1958. В детстве и юности много времени проводил один, слушал панк-рок, ходил в кино и мечтал стать актером. Позже решил стать не актером, а режиссером, чтобы управлять всеми своими героями. После окончания школы в 1976 году Бартон поступает в Калифорнийский институт искусств. Во время учебы Бартон снял ныне утраченные короткометражные фильмы «Гудини», «Гибельный доктор» и анимационную ленту «По следам монстра-сельдерея». В 1979 Тим Бартон устроился работать сначала дизайнером персонажей, а затем аниматором на студию Диснея. Бартон работал над созданием лент «Лис и Гончая» (1981), «Черный котел» (1985) и первого фильма с активным использованием компьютерной графики «Трон» (1982). В это же время он снимает фильм «Луау — вечеринка по-гавайски», героями которого были мексиканский монстр, инопланетяне и серферы. Личный проект Бартона, фильм о приключениях детей накануне Хэллоуина «Trick or Treat» был заморожен на уровне разработки концепции персонажей. Эта судьба ждет в дальнейшем и многие другие проекты режиссера. До сих пор Тим Бартон не всегда может прийти к согласию с продюсерами и реализовать свою очередную невероятную выдумку. В этот период Бартон снял на Диснее свой первый шестиминутный мультфильм «Винсент». А вот следующую работу, «Франкенвини» (1984), студия не решилась выпускать на экраны, сочтя этот фильм несовместимым с имиджем детской студии, и в прокат он вышел лишь в 1992 году. Но, несмотря на запрет, «Франкенвини» разошелся по студиям в виде нескольких промо-копий и привлек внимание известного комика Пола Рубенса. Пол Рубенс дал Бартону снять полнометражный фильм «Большое приключение Пи-Ви», во время съемок которого он познакомился с композитором Дэнни Эльфманом. Дэнни Эльфман с этого момента стал постоянным композитором в его фильмах. «Большое приключение Пи-Ви» собрал хорошую кассу, что подтолкнуло продюсеров Warner Brosers пригласить Бертона экранизировать комикс о Бэтмене. И снова проект затянулся и был отложен. В результате, чтобы выполнить условия контракта, Тим Бертон снимает в 1988 фильм «Битлджус». И только после успеха «Битлджуса», подтвердив, что он способен сделать странное кино коммерческим, Бертон был подпущен к «Бетмену». В 1989 году вышел «Бетмен», в 1992 - «Бетмен возвращается». Первые фильмы «бэтмианы» долгое время считались непревзойденными шедеврами жанра комикса. В 1989 году Бартон женился. Его первой женой стала Лена Гейске. А в 1991 году пара рассталась. Многие исследователи творчества Бартона считают, что его женщины оказывали максимальное влияние на творчество режиссера. С начала 1992 года до 2001 Тим Бартон встречался с танцовщицей стриптиза Лизой Мери, которую называл своей музой. За это десятилетие были сняты фильмы: «Эдвард — руки-ножницы» (1990), «Эд Вуд» (1994), «Сонная Лощина» (1999). С фильма «Эдвард — руки-ножницы» началось сотрудничество Бартона с Джонни Деппом. С тех пор Депп постоянно снимается у Бартона. Мультфильм «Кошмар перед Рождеством» по сценарию Бартона был снят другим режиссером из-за колоссальной занятости самого Бартона. Фильм не имел успеха у продюсеров, и был сразу выпущен не в прокат, а в продажу на видеоносителях, после чего получил колоссальное признание у зрителей и стал еще одной визитной карточкой Бартона. В то же время, большинство проектов Бартона были приостановлены и сняты с производства, или отданы другим режиссерам. Бартон мог снять фильмы «Мэри Рейли», но был замещен Стивеном Фрирзом, «Возвращение Супермена» снят позднее Брайаном Сингером, «Динозавры Атакуют!» -отложен, «Человек с инфракрасным зрением» - отложен. Отложены: продолжения «Битлджуса», «Падение дома Эшеров» по рассказу Эдгара По, фильм в стиле фликов Расса Мейера «Go Baby Go». Итого около десятка проектов. В 1997 Бартон выпускает книгу стихов для детей «Унылая Смерть Мальчика-Устрицы» с собственными иллюстрациями. В этом же году Бартон принимает приглашение на участие в жюри Международного кинофестиваля в Каннах. В 2001 году Бартон снимает римейк фантастической картины 1968 года «Планета обезьян». «Планета обезьян» собирает хорошую кассу, но большинство поклонников режиссера считают этот фильм – худшим, из всего, что он снял. В октябре 2001 Бартон расстается с Лизой Мери. С 2001 года он состоит гражданском браке с актрисой Хелен Бонэм Картер. Хелен Бонем Картер появляется во всех последующих, с 2001 года, фильмах режиссера. В конце 2002 и в начале 2003 умирают родители Тима Бартона, и он снимает фильм «Крупная рыба». После чего критики заявляют о творческом кризисе режиссера. И снова Тим Бартон опровергает все домыслы о себе. Он снимает фильм «Чарли и шоколадная фабрика», по повести для детей Роальда Далла, и мультфильм «Труп невесты», который был номинирован в 2005 году на Оскар. В 2006—2007 годах Бартон снимает мюзикл Стивена Сондхейма «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» с Джонн Деппом в главной роли. 5 сентября 2007 года ему вручают специальную награду венецианского кинофестиваля — Золотой лев за достижения в жизни и творчестве, там же, в рамках объявленного Дня Бартона демонстрируется 8-минутный отрывок из будущего фильма. Но вышел мюзикл только в 2008, опять же, из-за проблем с продюсерами. У Хелен Бонэм Картер и Тима Бартона двое детей - сын Билли Рей и дочь Нелл. Фото и оригинал текста биографии: "Kinomag.RU"
|
Фильмы Тима Бартона смотрят и дети, и взрослые. Любители кино с нетерпением ждут выхода его сказочек: какой еще новый мир откроет Бартон своим зрителям, чем поразит, о чем поведает? Антураж в его фильмах детский: куклы, клоуны, люди-животные, яркие веселые краски. Но почему-то клоуны стреляют из пулеметов в мирных жителей города Готэма, Женщина-кошка и Человек-пингвин являются злодеями, маленькие кукольные марсиане убивают американского президента, бежит стадо горящих коров... Зло у режиссера привлекательно: красивая, соблазнительная Женщина-кошка (Мишель Пфайфер), м-мяу, Человек-пингвин (самая оригинальная и, наверное, лучшая роль Денни де Вито), безумства обаятельного Джека Николсона в роли злодея из первого «Бэтмена». И Зло многолико: обыкновенные, несколько недалекие и смешные, но в принципе неплохие люди из «Битлджюса», глупые, самоуверенные и злобные обыватели маленького американского городка, способные затравить неугодного им человека («Эдвард - руки-ножницы»), красавица, убивающая своих конкурентов - претендентов на богатое наследство при помощи поднятого из могилы Всадника без головы, священник, расправляющийся со своей женой ради спасения ее души ("Сонная лощина"), плохо воспитанные детишки ("Чарли и шоколадная фабрика") и все оптом штампы американской массовой культуры и традиционного голливудского кинематографа («Марс атакует»). Апогей зла Суини Тодд делает вывод: посмотрите на окружающих, разве они живут полноценной жизнью, люди настолько плохие, что они достойны только смерти. А Добро? Как положено, во всех фильмах есть и положительные персонажи, вступающие в схватку с окружающими их негодяями. Они могут победить зло, но почему-то только лишь при помощи невероятных способностей ("Бэтмен", "Бэтмен возвращается"). Но часто оказываются бессильными противостоять ему, и вынуждены удалиться в изгнание в этом мире или находить свое место в загробном. Тема загробной жизни - одна из основных у Тима Бартона. Ходячие скелетики и трупики у него намного привлекательнее и интереснее живых. Они добрые, умные, веселые и благородные, как будто пройдя сквозь горнило смерти, избавились от всех земных недостатков и грехов (мультфильмы «Кошмар перед рождеством», «Труп невесты»). Даже Всадник без головы, убивающий людей, делает это по принуждению живого человека и при первой же возможности прекращает свои безобразия и наказывает злодея («Сонная лощина»). "Мне кажется, что монстров называют плохими незаслуженно. Они могут быть гораздо более искренними и открытыми, чем некоторые человеческие персонажи ", - так отзывается о своих мрачных героях Бартон. (Цитата с сайта http://purga.narod.ru/producer/T.Burton.htm) Страшный пессимизм и безысходность, что это такое: диагноз нашему миру или особенности подачи материала? Наверное, одно неотделимо от другого. Но Тим Бартон говорит только о способе своего мышления: "Часто то, что кажется мне смешным, не кажется таковым для окружающих, или наоборот, то, что я нахожу страшным, не раздражает никого вокруг". "Вот пример - в "Лощине" есть момент, когда Всадник без головы действительно появляется, без головы. По-моему, это здорово и в определенном смысле смешно. Для меня - нет никакой проблемы в том, чтобы показывать этот фильм детям. Но публике почему-то кажется, что без головы персонаж становится страшнее". "Не знаю, за что именно примусь завтра. Я просто делаю фильмы, а потом смотрю, что происходит. Мне никогда не удавалось предугадать, что понравится зрителю, а что - нет", - говорит Бартон. (Цитаты с сайта http://purga.narod.ru/producer/T.Burton.htm) И получаются веселые фильмы, поражающие зрителя мрачностью выводов, кого-то заставляющие задуматься, а кому-то предоставляющие возможность просто отдохнуть под красивую сказку с динамичным сюжетом. Сопровождает путешествие по сказочным мирам Тима Бартона музыка Дэнни Элфмана. Прозрачная и строгая, как зимний воздух и теплая, как летний, парящая в небесах, мягкая как пух, обволакивающая со всех сторон и безумно мелодичная. Добрая и тревожная, узнаваемая с первых секунд звучания. Без нее не было бы тех впечатляющих шедевров, которые потрясают зрителя. Словно сам Бог свел воедино творческий дуэт Бартона и Элфмана, советуя: люди, прислушайтесь и присмотритесь к тому, что они сотворили. Уважаемые читатели! Мы вам рекомендуем обратить внимание на все фильмы Тима Бартона и советуем всем, кто их еще не видел, обязательно посмотреть. |