Подготовка магистров в технических вузах - как один из способов обеспечения конкурентноспособности России
Принятие закона о двухуровневой системе высшего образования в России не сократило количество дискуссий по вопросам о том, кто же такие бакалавры, что должно входить в подготовку магистров, для каких целей, как и в каком количестве их надо готовить и т.д. Ответить на все эти вопросы можно только приусловии четкого понимания, что же представляют собой бакалавры и магистры как специалисты. До сих пор многие считают, что бакалавр - это неполноценный специалист. В качестве примера можно привести такое высказывание: «двухуровневая система образования»... приведет к почти полному прекращению подготовки квалифицированных кадров. Ведь квалификация бакалавра рассчитана в основном на выполнение вспомогательных функций». Как видно из этого высказывания, подготовка бакалавров не рассматривается как подготовка квалифицированных специалистов, а обеспечивает кадрами какие-то «вспомогательные функции». Такой взгляд широко распространен и характерен даже для тех, кто в принципе соглашается с рациональностью введения двухуровневой системы. Но даже они считают, что если производство высокотехнологическое, то там должны работать в основном магистры, а если не очень высокотехнологическое, то вот там сгодятся и бакалавры. Аналогичный подход существует не только в инженерной, но и в других сферах деятельности: логистик, безусловно, должен окончить магистратуру, а вот менеджер в туристической фирме может быть и бакалавром. В общем, бакалавр - это «осетрина второй свежести». Такой подход уже находит «практическое применение»: в ряде регионов при введении новой системы оплаты труда учителей для бакалавров предусматриваются пониженные коэффициенты, учитывающие уровень образования, по сравнению с магистрами и специалистами, окончившими вузы при одноуровневой системе.
Вложение | Размер |
---|---|
Журнал "Ректор вуза" № 7 2008 г. с.6-14 | 757.44 КБ |