Карьера: золотая лестница без перил

 

 

 

Карьера: золотая лестница без перил
Молодые люди рассказали социологам, кем они хотят быть и сколько зарабатывать
Екатерина Добрынина
Это сладкое слово "карьера": чем раньше научишься его произносить, тем больше шансов перейти от слов к делу. Так считается. Россия, конечно, не Япония, где жизненную траекторию люди прокладывают буквально с детсадовского горшка. Но и наше юное поколение постоянно задумывается на тему "кем быть и на кого учиться" - чтобы в будущем легко взбежать вверх по карьерной лестнице и добиться успеха в жизни.
Их мнения попытались выяснить и суммировать социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Одновременно с ребятами "старшего школьного возраста" (учениками 9-х и 11 классов и студентов колледжей и техникумов, дающих начальное и среднее профессиональное образование) социологи опросили также их родителей и студентов различных вузов.
Понятно, что вуз люди выбирают из вполне прагматических соображений: чтобы не только дать раскрыться своим талантам, но и дать им в будущем достойное высокооплачиваемое приложение. Мнения расходятся лишь в том, что на этом пути для человека важнее всего.
Респондентам предложили выстроить по ранжиру самые важные факторы успеха в жизни и удачной карьеры.
Первыми в списке значатся высокая квалификация и профессиональная подготовка. О том, что важно именно это, сказали 78% учеников и их родители (79%). Студенты вузов, похоже, несколько утратили иллюзии, и среди них данный пункт отметили 69%. Студенты НПО и СПО (учебных заведений начального и среднего профобразования) как-то совсем разочарованы - высокий профессионализм считают главным лишь чуть более половины (54%).
Вторым по значимости фактором ученики считают наличие таланта (50%), остальные респонденты - нужные связи и знакомства (43-59%). Студенты, кроме того, склонны думать, что важно быть просто "везучим человеком" (40%) (явно не прошли даром молитвы студенческой святой Халяве-Мученице накануне экзаменов).
По каким критериям люди выбирают учебное заведение? В качестве основного мотива 86% учеников назвали "возможность сделать карьеру". На втором месте - престижность учебного заведения и возможность хорошо зарабатывать (по 75%), на третьем - легкое трудоустройство с дипломом данного учебного заведения (74%). К наиболее значимым аргументам также относятся совет родителей (55%), а также желание поступить именно в это учебное заведение (58%).
Очень важно, чтобы профессия, которую человек выбрал, была "востребована на рынке труда". В этом мнении сошлись все участники исследования - 62-73% в разных группах опрошенных). На втором месте для учеников и студентов вузов - его социальная значимость (63 и 67% соответственно), для учащихся НПО и СПО - престижность (63%), для родителей - доходность (59%).
Раньше говорили, что, мол, "ничто не дается так дорого и не ценится так дешево, как высшее образование". Сейчас ситуация изменилась. С точки зрения респондентов, высшее образование дает именно возможность хорошо зарабатывать (так считают 75% учеников и 65% родителей). Ученики на второе место среди благ, обеспечиваемых вузовским дипломом, ставят возможность занять высокое положение в обществе (63%), родители - возможность стать квалифицированным специалистом (59%). По 51% опрошенных в обеих группах также считают, что высшее образование следует получить для того, чтобы в дальнейшем "заниматься интересной работой". Получение необходимых знаний также входит в число наиболее значимых аргументов "за" поступление в вуз (42 и 36% соответственно).
Что касается начального и среднего профессионального образования, то здесь ключевыми мотивами для поступления было именно получение необходимых знаний (57% учеников и 49% родителей). 47% учеников и 37% родителей также полагают, что начальное и среднее профессиональное образование следует получать "для общего развития" (и чтоб "профессию в руках иметь на всякий случай").
И теперь самое важное: кем быть? Вопрос порой куда важнее пресловутых "кто виноват" и "что делать".
Социологи спросили учеников, родителей и студентов вузов, какие профессии, на их взгляд, больше всего востребованы в их регионе и в стране как таковой. Мнения разошлись довольно существенно.
Люди рассуждают просто: "денежная" профессия должна быть и связана с деньгами. Поэтому, судя по данным опроса, самыми востребованными представляются профессии банковской и инвестиционной сферы (40 в их регионе и 36% во всей стране соответственно). На второе место в рейтинге самых популярных профессиональных отраслей в масштабах России респонденты ставят медицину (34%), на третье - строительство и архитектуру (31%). Эти же сферы занятости признаются наиболее востребованными и в своем регионе (30 и 33% соответственно). Российские родители чаще всего хотят видеть своих детей работающими в банковской и экономической сфере (32 и 31% соответственно). Самыми неудачными вариантами респонденты считают охрану и безопасность (28%), делопроизводство (25%). То есть стать операционистом в банке - это хорошо, родителям и себе на радость. Охранником или секретарем - лучше не надо. Врачом, фармацевтом, бухгалтером, юристом или строителем - куда ни шло. А вот в торговлю или на производство - большой вопрос и повод для семейных советов. Да и товары народного потребления пусть делает и продает кто-то другой, а не любимое дитя.
Какие сферы профессионального образования будут в ближайшие годы самыми востребованными? Ответы разных групп респондентов социологи занесли в таблицу, и она лучше всего иллюстрирует несходство взглядов на будущее у старшего и младшего поколений. А в лидерах, как мы видим, - информатика и вычислительная техника, энергетика, металлургия, здравоохранение, информационная безопасность и другие отрасли, связанные с тонкими технологиями, сфера обслуживания. В космонавты, машинисты и пожарные люди старше детсадовского возраста идти не стремятся. Впрочем, "в дворники" - тоже.
Какие сферы профессионального образования будут востребованы в ближайшие годы?

Сферы профессионального образования
Студенты ВУЗов
Студенты НПО, СПО
Ученики
Родители
Информатика и вычислительная техника
36
25
29
34
Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника
35
25
26
30
Здравоохранение
31
29
32
33
Электронная техника, радиотехника и связь
29
23
19
18
Информационная безопасность
28
16
20
18
Сфера обслуживания
24
19
22
21
Металлургия, машиностроение и материалообработка
24
24
18
21
Транспортные средства
22
19
12
18
Экономика и управление
20
21
32
23
Авиационная и ракетно-космическая техника
20
13
16
11
Архитектура и строительство
19
21
21
19
Автоматика и управление
18
10
9
10
Естественные науки
15
8
22
10
Химическая и биотехнологии
14
11
16
11
Технология продовольственных продуктов и потребительских тов.
13
12
10
11
Гуманитарные науки
11
5
18
7
Образование и педагогика
11
18
19
19
Сельское и рыбное хозяйство
10
16
11
14
Социальные науки
9
10
16
9
Безопасность жизнедеятельности, природ обустройство и защита
8
12
12
13
Геодезия и землеустройство
7
7
7
3
Культура и искусство
6
8
8
3
Геология, разведка и разработка полезных ископаемых
6
10
7
5
Приборостроение и оптотехника
6
6
7
10
Воспроизводство и переработка лесных ресурсов
6
6
5
6
Морская техника
3
2
3
3

Студенты вузов, учащиеся СПО и НПО свои шансы найти хорошую работу оценивают достаточно высоко. И зарплату хотят "приличную". Правда, аппетиты у всех разные. Молодые люди с начальным и средним профессиональным образованием выглядят менее оптимистичными на фоне студентов вузов: зарплату в 10000-19999 руб. ожидают 36% против 24%. От 20 000 до 29 000 руб. - практически поровну: 28% и 29%, от 30 000 до 39 000 руб. ожидают 18% студентов вузов и 20% студентов НПО и СПО. А дальше ситуация меняется: для 19% студентов ВУЗов зарплата в 40 000-49 000 руб. считается вполне достижимой, в то время как с ними солидарны только 4% респондентов из другой группы.