Опубликован ежегодный рейтинг вузов России (составитель - рейтинговое агентство «Эксперт РА»)
ЧИСЛО ПРОФЕССОРОВ В ВУЗАХ УМЕНЬШАЕТСЯ, А ОБУЧЕНИЕ ДОРОЖАЕТ
Количество профессоров в вузах за последний год уменьшилось на 3,4%, а стоимость обучения, напротив, выросла. К таким выводам пришло рейтинговое агентство «Эксперт РА», которое в четвертый раз составило ежегодный рейтинг вузов России (результаты исследования во вложении).
Состав топ-20 лучших вузов России по итогам рейтинга не меняется уже третий год подряд. Первую строчку занял МГУ им. М.В. Ломоносова, за ним — Московский физико-технический институт (МФТИ), Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», МГТУ им. Н.Э. Баумана, НИУ ВШЭ и СПбГУ. Из региональных вузов лучших результатов добились Национальный исследовательский томский политехнический университет (7-е место), Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (9-е место), Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина (10-е место).
Один из ключевых показателей рейтинга — количество преподавателей в университете. Снижение числа профессорско-преподавательского состава (ППС) на 100 студентов названо «наиболее тревожной тенденцией для высшей школы». Так, в среднем этот показатель снизился на 3,4%. Если по итогам прошлогоднего рейтинга на 100 студентов в среднем приходилось 8,33 преподавателя, то теперь — 8,05.
«Наиболее драматичное падение соотношения ППС на 100 студентов произошло в технических вузах, а также в вузах Москвы и Санкт-Петербурга», — говорится в отчете.
С одной стороны, на вузы давят майские указы, согласно которым к 2018 году зарплата вузовских преподавателей и научных сотрудников должна быть в два раза больше средней зарплаты по региону. В то же время дополнительных бюджетных средств для решения этой задачи нет.
«В условиях, когда ресурсов не хватает, а зарплату тем не менее поднимать необходимо, большинству вузов не оставалось иного выбора, кроме как проводить оптимизацию штата сотрудников, то есть фактически сокращать ставки. И не случайно в числе подвергнутых наибольшей оптимизации оказались вузы Москвы и Санкт-Петербурга, так как средняя зарплата в этих регионах существенно выше, чем в среднем по стране, и достичь планового уровня повышения зарплат без сокращения штатов едва ли представлялось возможным», — поясняют специалисты агентства.
Кроме того, вузы начали терять научные кадры. Если годом ранее численность штатных научных работников в научно-исследовательских университетах составляла в среднем 196 человек, то по итогам новых измерений она сократилась до 179 человек, то есть на 8,7%.
По данным исследования, финансирование вузов за год увеличилось на 1% — с 287 до 290 тыс. рублей на одного студента в среднем по топ-100 вузов. Зафиксированная динамика при этом существенно ниже годового уровня инфляции в стране — 11,4% в 2014 году. К положительным тенденциям относят увеличение объемов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), а также увеличение количества эндаумент-фондов вузов — фондов целевого капитала, созданных на пожертвования выпускников. Два года назад среди топ-100 российских вузов такие фонды были созданы при 34 учебных заведениях, сейчас они есть при 41. Хотя их объемы пока ничтожны на фоне государственных вливаний в вузы — 5 млрд рублей против 220 млрд рублей.
Ежегодно продолжает увеличиваться стоимость платного обучения в вузах. Среди университетов с самой высокой стоимостью преобладают нетехнические вузы: дороже всего учиться в МГИМО (365 тыс. рублей — средняя стоимость обучения на первом курсе по очным программам бакалавриата), НИУ ВШЭ (348 тыс. рублей) и МГУ (331 тыс. рублей). Обучение в Московском государственном юридическом университете им. О.Е. Кутафина обойдется в 277 тыс., РЭУ им. Г.В. Плеханова — 240 тыс., Финансовом университете при правительстве РФ — 236 тыс. рублей. Отметим, что средняя стоимость обучения в технических вузах почти в два раза ниже, чем в экономических, — 105 тыс. и 200 тыс. рублей соответственно.
Абитуриенты, поступившие в 2013 году, платили немного меньше: в НИУ ВШЭ — 344 тыс. рублей, МГИМО — 332 тыс. и МГУ — 320 тыс.
Сопредседатель профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность», преподаватель МГУ Михаил Лобанов рассказал, что в первую очередь под сокращения попали преподаватели-совместители.
— В «дорожной карте» есть четкие планы по зарплате преподавателей, выполнения которых требует правительство. Но фактически это неявное указание на сокращение. Государство пытается переложить ответственность на ректоров — мол, это их решение, а те, в свою очередь, иногда поручают заняться урезанием штата заведующим кафедры, — говорит он. — В первую очередь уволили совместителей — исследователей из академии наук, научных центров и пр. Так ослабевает связь между образованием и наукой, университеты теряют ценных сотрудников. Исчерпав возможность сокращения совместителей, вузы стали увольнять и штатных преподавателей. Оставшимся же сильно увеличивают нагрузку — в перспективе это сильно скажется на качестве образования.
По словам Лобанова, сокращения коснулись практически всех вузов России.
— В МГУ, например, начались сокращения в 2013 году: тогда благодаря открытому письму Путину, которое получило широкий общественный резонанс, нам удалось остановить массовые увольнения. Но после переназначения в конце 2014 года Виктора Садовничего на новый срок началась вторая волна. В марте этого года был подписан приказ о введении рейтингов научных сотрудников — в каждом подразделении по разным аспектам деятельности выносится оценка сотруднику. В итоге нижние 25%, когда подойдет время конкурса на замещение научных должностей, должны быть либо уволены, либо с ними будет продлен договор только на 1 год. С теми, кто попал в середину рейтинга, договор заключат на 3 года, а не на 5 лет, как это сейчас происходит. И только лучшие 25% сотрудников получат прежние условия — пятилетний договор, — рассказал он.
Лобанов считает, что только увеличение госфинансирования сможет решить проблему.
— Нужно, чтобы заявленные правительством планы реально обеспечивались деньгами. Конечно, у университетов есть договорная форма обучения, гранты на исследования, хоздоговоры, но всё это не решает проблему в целом, — сказал он.
По мнению профессора Международного института развития Алексея Скопина, плюсом выбранного курса можно назвать повышение доходов российских преподавателей.
— Единственное, что объективных оценок преподавания нет, поэтому часто остаются не лучшие профессора, а чьи-то знакомые и родственники, — говорит он. — В случае с образованием негативные эффекты отложены во времени — студент только лет через пять, когда придет на работу, поймет, каких знаний ему не дали, а в дальнейшем это скажется и в целом на интеллектуальном состоянии общества.
Отметим, что рейтинговое агентство «Эксперт РА» уже в четвертый раз готовит ежегодный рейтинг вузов России. При составлении использовались статистические показатели, а также проводились масштабные опросы среди 17,4 тыс. респондентов: работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников. Учитывались 45 показателей — например, число штатных преподавателей, процент членов государственных академий наук, количество международных образовательных программ, процент студентов, прошедших практику за рубежом, объем финансовых средств, средний балл ЕГЭ абитуриентов, поступивших на бюджет, оценка студентами, выпускниками, работодателями качества прикладных знаний и пр.
Публикация в газете «Известия» 03-06-2015
Вложение | Размер |
---|---|
Nac_reyting_2014-2015.pdf | 411.78 КБ |