Книга месяца: Декабрьская мозаика городских историй

 

Последний месяц уходящего года подарил мне  встречу с  новой книгой Майи Кучерской «Ты была совсем другой».  Творчество этой писательницы неизменно интригующее, вызывающее массу противоречивых откликов, всегда любопытно.

Кучерская вошла в российскую литературу в конце 90-х.

Прозаик,  литературовед, критик, профессор филологии, Майя Александровна Кучерская является  автором книг «Приходские истории: вместо проповеди» (Бунинская премия), «Бог дождя» (премия «Студенческий Букер»), «Евангельские рассказы для детей», «Тетя Мотя» (лонг-лист премии «Национальный бестселлер»). Не все они однозначно принимаются читателями. Книги о жизни православной церкви, о зарождающейся вере и любви, о поисках себя в православии -  одни  считают гимном религии, другие пасквилем на неё.

В новой книге М.Кучерской нет православного подтекста, нет сложных духовных исканий. Нет и четко очерченного сюжета. Для меня эта книга, так непохожая на прежние, лучшая в творчестве Кучерской.

Пожалуй, особенно трогательны  первые пять  историй. Все они о самом насущном, чем живет каждый человек -  о взрослении и  потерях, об отчуждении и прощении, а в общем-то, о любви.

О любви, еще не встреченной («Остров некормленых волчат») и случившейся («Гостиница «Луна», «Паяцы»), о любви материнской («Обними меня») и  любви отцовской («Театр кукол»), о той любви, которую  мы получаем в детстве и проносим потом через всю жизнь (автобиографичная «Арбатская»).Об отношениях отца и взрослого сына («Ты была совсем другой»), о том, как важно вовремя отпустить прежние чувства и привязанности, чтобы не утянули за собой в открытое окно («Голубка»)

Одиннадцать городских историй, каждая по-своему, через погружение в психологию и внутренний мир героев раскрывают нашу  повседневность - с ее суетностью, проблемами, страхами и снами.

«Это уже совсем другая Кучерская - считает критик Н.Александров, - более раскованная, страстная, если угодно». И как всегда в ее прозе - отточенный литературный язык, легкая ирония и узнаваемый стиль с вкраплениями фантастических, «мультяшных»  эффектов в виде летающих дирижабликов, грифонов и карнавальных масок.

«Но что это? Столпы любовной жажды проткнули небо: снег усиливается, валит крупно, густо. В черном воздухе заметно светлеет и всё делается волшебным, новогодним совсем. Мои попутчики исчезают один за одним в снежной мгле. Чистый белый поток уносит остатки боли, обещает: ничья мольба не останется без ответа. Нужно только расслышать его, этот ответ».

 И, конечно же,  эта книга о спасении - от загоняющей в угол депрессии, от нестерпимой душевной  боли и внутреннего разброда.

В каждой истории свой рецепт исцеления. Для кого-то это возвращение в переулки детства, для кого-то отрезвляющий взгляд на давнюю и долго мучившую любовь, теплоходная прогулка по осенней Москва-реке или просто зазвучавшая вдруг симфония.

Прочтите эти истории,  и, может быть, вам захочется позвонить родителям, обнять ребенка или простить обиды. Ведь главный посыл прозы Майи Кучерской, по её собственному признанию в одном из интервью –«стараться греть… этот мир, греть и любить».

 

Татьяна Барцева