Книга месяца: Декабрьская проза Дины Рубиной

 

Есть писатели, чьи новые книги особенно ждешь, настолько они отзываются твоим настроениям,  совпадают с  внутренними ожиданиями и  литературными пристрастиями. Для меня такими являются книги Дины Рубиной – писателя  талантливого, разнопланового, с неповторимой авторской интонацией. Ее произведения – и ранние повести и поздние романы, текучие, многослойные, с витиеватыми лирическими описаниями и надломом чувств, с экспрессивными диалогами и философскими размышлениями – всегда   проникновенно искренние, к ним хочется еще не раз вернуться.

        Новый роман «Маньяк Гуревич»  не похож на все предыдущие именно настроением. Несмотря на пугающее название, он никак не претендует на триллер. В нем нет крутых виражей  сюжета, нераскрытых тайн прошлого, пропавших сокровищ, мистических озарений или лихо закрученного детективного расследования. В нем много смешного и грустного, забавного и  драматического.  

         Роман был написан в тяжелое время пандемии, и как признавалась писательница – ей очень хотелось заставить читателя улыбнуться. И впервые у нее нет в повествовании трагической развязки. Он больше о семье и о любви,  о выборе и поиске себя, а еще - о родине. 

        Бесподобный рубинский стиль, неподражаемый язык и занимательный сюжет, вместивший жизнеописание главного героя. 

       Ленинградскому мальчику из интеллигентной семьи Сене Гуревичу «прилетало ото всех. Он был тем адресом, где сходились все линии напряжения, раздражения, возмущения и просто желания кого-то отдубасить». В школе, в институте и даже будучи врачом, он  всю жизнь влипал в истории,  притом, что хотел только хорошего и из лучших побуждений, а получалось «позорное, болезненное и гомерически смешное».      Случаи из врачебной практики, фольклор бывалых врачей, почти  анекдотические  и трагико-комические  интермедии  разыгрываются в повседневных буднях ленинградской неотложки, а затем частной психиатрии.  Калейдоскоп лиц, характеров и судеб в хитросплетениях сюжета – словно «вертеп человеческий  возобновлялся и длился, не застывая ни на миг». И его единственная  «жизнь проходила, проходила, неслась, будто куда-то опаздывала». 

       Тема эмиграции – столь частая в творчестве Д.Рубиной,  здесь тоже прописана в свойственной ей ироничной манере. С детских лет ощущавший свою непохожесть на других, Сеня Гуревич, человек «сложной внутренней жизни, мгновенных импульсов, легко воспламеняющегося воображения и не всегда объяснимых поступков», подошел к своему выбору вполне закономерно. Но чужая реальность для героя снова оказывается жизнью, балансирующей на грани анекдота и трагедии. 

Только почему мне  показалось, что он - талантливый, неординарный, благородный, порывистый - так и не смирился, так и не принял свое внутреннее эмигрантство? Юмор и печаль по-прежнему удивительным образом соседствуют  в самых светлых рубинских сюжетах. 

         Ленинградское детство, советское прошлое, любящие родители и любимый дед, все былые впечатления беспрестанно вторгаются в его память, в его сны и в такую уже благополучно устроенную новую жизнь. 

      Почему же все чаще  всплывают эти картины пережитого,  и вновь ему слышится - «маньяк ты, Гуревич»? Что в нем такого маниакального? Кем выдумано? Откуда  взялось? 

       Познакомьтесь с этим прелюбопытнейшим персонажем нового романа Дины Рубиной, возьмите эту  удивительную книгу на абонементе  и – просто наслаждайтесь чтением.

Татьяна Барцева