Это пугающее слово - магистратура ("Независимая газета" 28 апреля 2009 г.)
Это пугающее слово - магистратура
Найдет ли наконец двухуровневая система образования понимание у ученых
Учитывая критику руководителей вузов на последнем съезде Союза ректоров РФ в марте 2009 года, авторы концепции модернизации высшего образования намерены более четко прописать положение о магистратуре. Постепенно магистратуры ведущих российских вузов будут переформатированы так, что при желании студенту можно будет поменять не только факультет, но и вуз, а возможно, и страну для получения новой специализации. Об этом сообщил ректор Высшей школы экономики (ГУ) Ярослав Кузьминов на последнем заседании Российского общественного совета развития образования.
Напомним, что ректор МГУ имени М.В.Ломоносова и президент Союза российских ректоров, академик Виктор Садовничий неоднозначно относится к двухуровневой системе высшего образования. По его глубокому убеждению, эта система всего лишь «понижает уровень высшего образования на один год». Той же позиции придерживается и мэр Москвы Юрий Лужков, который неоднократно заявлял, что бакалавр - это «полупродукт, который не будет знать, где применить себя в реальной жизни». Все эти высказывания известных людей наряду с разворачивающимся в вузах программами бакалавриата и магистратуры (четыре года плюс два) вызывают стойкое недоумение в обществе: «А зачем тогда вводят эту самую систему?»
Так и не найдя для себя ответа, со временем многие студенты и их родители смирились с мыслью о том, что бакалавриат - это всего лишь ступенька к магистратуре. Просто срок обучения в вузе удлиняется на один год вместо прежнего пятилетнего. Многие сильные вузы в духе этой политики усиленно рекомендуют своим студентам сразу же после бакалавриата писать заявления о приеме в магистратуру. И даже многие слабые вузы успели под этот шумок сделать головокружительный маневр. Приняв абитуриентов на пятилетний традиционный специалитет, в процессе обучения они быстро переформатировали свои программы и добавили студентам (порой и без их согласия) еще один год обучения. Многие родители при этом заявлении (особенно студентов платного отделения) схватились за голову: «Где брать деньги?» На этом, впрочем, все и закончилось: высшее образование в нашей стране - это святое!
В общем, пора наводить порядок, решили в Минобразнауки РФ. И придумали... подробнее расписать - что же эта за система. Идея такова. Бакалавриат - это полноценное высшее образование. Магистратура - более узкая специализация. На Западе система магистратур имеет двойную направленность. Там можно выбрать прикладные программы, где готовят специалистов как для реального сектора экономики, так и для госсектора. И есть там магистратура академической направленности. Студенты этого направления уделяют больше внимания научно-исследовательской деятельности, написанию программ по профильной тематике. По окончании такой магистратуры выпускники идут в систему образования, фундаментальную науку. Пока же в РФ все выглядит с точностью до наоборот. И нескоро изменится, потому что существуют стереотип предубеждения и страхи уважаемых ректоров. Они формируют позицию научного сообщества и остального населения. И страхи эти лежат гораздо глубже, чем мы привыкли о них думать. Ректор МГУ Виктор Садовничий уверен, что венчающая систему «бакалавриат-магистратура-МВА» степень доктора философии (PhD) является большой опасностью для России. По его мнению, уход существующих сегодня докторов наук станет большим ударом для нашей науки... И Российской академии наук, в частности. Компромиссный вариант для бакалавриата вроде бы у ведущих ректоров найден. Как рассказывает Виктор Садовничий, он общался с президентом Союза ректоров Голландии. И там «обнаружилась похожая картина» (имеются в виду сроки обучения при получении базового высшего образования). В итоге в Голландии все же найден компромисс: страна перешла на двухуровневую систему, но на бакалавриате сохранился прежний срок обучения (пять лет). Нечто подобное пытаются создать и у нас. Причем больше бюджетных мест в будущем будет именно у академической магистратуры. Меньше бюджетных «возможностей» останется у выпускников прикладной направленности. Предполагается зато, что у прикладников будет больше стажировок в ведущих зарубежных компаниях. Появился, впрочем, и некий промежуточный вариант. Этот вариант позволяет выпускникам магистратур любой направленности, проработав два-три года и осознав свое истинное предназначение, получить степень МВА по той специализации, которая на момент поиска будет для них наиболее актуальной. Вообще в будущем соотношение мест к балансу «бакалавриат-магистратура» составит примерно 70% к 30%. Кстати, в США в магистратуру идут около 4-6% выпускников бакалавриата.
Вдохновленные этим примером, российские ректоры отстаивают позицию, что по основным специальностям ведущих вузов следует оставить все те же пять лет обучения. Пусть даже под названием «бакалавриат». Но тогда в эту красивую схему все равно не вписывается магистратура. Какое же ее реальное место? И кто в нашем обществе магистр, мастер МВА и доктор PhD... На чем остановятся в будущем? И самый сакраментальный вопрос: а что будет тогда с кандидатами и докторами?