История «большой» и «малой» родины в истории семьи
История «большой» и «малой» родины в истории семьи
В Ивановском государственном энергетическом университете на кафедре отечественной истории и культуры сложилась традиция: все наши студенты первого курса при изучении истории России составляют свою родословную – пишут историю своей семьи.
Работа над родословной – это определенный способ расширения и углубления знаний по отечественной истории. При изучении истории в школе, а затем в вузе традиционно обсуждаются проблемы макроуровня российской истории (политика, экономика, социальные отношения, общественные движения и т.д.). Но в конечном итоге история государства начинается с истории жизни и деятельности отдельных личностей, семей, из которых складываются социальные группы, сословия, классы, являющиеся главными движущими силами «большой» истории. Изучая историю своей семьи, студент обращается к основным этапам, событиям и явлениям истории России XX века, переосмысливает их, а иногда узнает и заново. Первые пятилетки, коллективизация и индустриализация, Великая Отечественная война, хрущевская «оттепель», перестройка и т.д. - все это, так или иначе, отразилось в судьбах родных и близких молодому человеку людей. События истории страны «приближаются» к ним, перестают быть отвлеченными, абстрактными понятиями.
Составление родословной содействует также изучению истории «малой» родины – провинциального города, поселка или деревни, откуда родом студенты или их родные. И в этом процессе познания можно отметить две стороны.
Во-первых, работа над историей семьи побуждает учащихся читать краеведческую литературу, посещать местные краеведческие музеи, беседовать с краеведами. Полученные сведения студенты используют при написании родословной. Так, многие наши первокурсники излагают известную им по различным источникам историю своей «малой» родины, как бы «вписывая» в нее свою родословную. Конечно подобное «совмещение» возможно в том случае, когда несколько поколений одного рода проживали все время в одном населенном пункте. Например, в родословной Д. Поветкина содержится достаточно подробный рассказ об истории поселка Писцово (Ивановская область) – не просто исторический фон для семейной истории, но четкая канва, на которой прорисована жизнь его далеких и близких предков. Очень часто одного факта из истории родного края бывает достаточно, чтобы, «оттолкнувшись» от него, начать семейное повествование. Из работы Д.Ермолаева: «Я родился в посёлке Майдаково Палехского района Ивановской области. <…> В Х1Х веке около посёлка проложили Аракчеевский тракт, который соединял Санкт–Петербург с Нижним Новгородом, что подтолкнуло развитие поселка. И в конце века купец С.Ф.Лепахин строит литейно-механический завод, на котором в Великую Отечественную войну делали снаряды, и с которым связана жизнь нескольких поколений нашей семьи».
Иногда, наоборот, из какой-то памятной детали семейного быта или из истории семейной реликвии рождается необходимость обращения к истории края. Так, в родословной Е.Игнатьевой упоминание о том, что в их семье из поколение в поколение передаются «два удивительной красоты чайные бокала с крышками и блюдцами, сделанные из тонкого фарфора, купленных по преданию на ярмарке в Костроме», стало стимулом для работы с краеведческой литературой. Вследствие этого появился в «Истории семьи» рассказ о Костромской ярмарке, официально утверждённой в 1789 году.
Многие студенты отмечают в своих работах, что, собирая материал для родословной, они впервые внимательно прочитали историю своей «малой» родины и осмыслили ее. Действительно, когда исторический материал «оживает», наполняясь близкими и понятными героями (прабабушками и бабушками, прадедами, тётями и др.) и событиями, он становится более доступным и интересным. Очень часто учащиеся приводят сведения по ономастике, «расшифровывая» фамилии своих родных и близких и топонимике, объясняя названия сел и деревень, встречающихся в родословных.
Во-вторых, работа над историей семьи сама по себе является частью огромной работы по реконструкции истории, в первую очередь «малых» провинциальных городов и поселений (как правило, наши студенты – не столичные жители). В студенческих родословных содержится разнообразный и интереснейший материал. Это не только воспоминания представителей старших поколений о каких-то конкретных событиях, связанных с историей как «большой», так и «малой» родины, но и описания быта людей, местных традиций, обычаев. Студенты находят в семейных «архивах» и собирают различные документы, дневники, письма, газетные вырезки, фотографии – все то, что помогает сохранить не только детали событий, но и дух времени.
Студенческие работы являются весьма ценным источником как в целом по истории России конца ХIХ – ХХ веков, так и по истории края.
В этой связи мы считаем полезным привлекать указанные работы в качестве источников для исследовательской деятельности ученых-историков, краеведов. Материалы, собранные студентами могут использоваться также для пополнения фондов различных музеев.
О.Е. Богородская, Г.А. Будник,
Преподаватели кафедры отечественной истории и культуры